Пациента готовят к операции.
Он очень нервничает:
— Доктор, а я не умру?
— Да нет, что вы,
знаете, как нас за это ругают!
Лучше всего чувства и переживания другого человека поймет тот, кто испытал нечто подобное. Профессия врача в этом смысле уникальна: он никогда не переболеет и сотой частью всех напастей, которые одолевают его пациентов. Мужчина-акушер, например, физически лишен возможности ощутить все «прелести» родов. А женщина-уролог никогда не испытывала проблем с эрекцией. Но помогать они должны всем без исключения, входя в положение каждого, сопереживая и сочувствуя.
Разум и эмоции
По этим самым причинам между пациентами и врачами нередко вырастает стена. Первые считают: «Вы не болели, вам не понять». Вторые уверены, что знания о свойствах цианистого калия, почерпнутые из учебника токсикологии, избавляют их от необходимости пробовать его, чтобы убедиться в его смертельной ядовитости. И те, и другие по-своему правы и неправы одновременно, но факт остается фактом: пациенты и доктора по-разному воспринимают болезнь. Это подтверждается многочисленными научными исследованиями.
В одном из них ученые опросили несколько сотен врачей общей практики, предложив им два сценария лечения одного и того же заболевания. Оказалось, что выбор доктора зависит от того, в какой роли ему предлагается выступать — лечащего врача или пациента.
В качестве клинической ситуации был предложен рак толстой кишки и два вида хирургического вмешательства с одинаковой 80%-ной вероятностью успеха. В первом варианте выше риск летального исхода, но меньше возможных побочных эффектов в случае выживания. Во втором риск смерти намного ниже, зато в 16% случаев могла возникнуть хроническая диарея и необходимость выведения просвета кишки на переднюю брюшную стенку (колостома).
Из 242 опрошенных врачей 38% предпочли первый вариант, если им предлагалось выбрать лечение для себя, и 24,5% — если для пациента.
Причина таких двойных стандартов — в эмоциях. Их проще сдержать, когда речь идет о другом человеке. Побочные эффекты считаются неприятным, но возможным дополнением к лечению. Но себе бы доктора их не пожелали, предпочтя более высокий риск смерти длительным мучениям.
Давайте говорить
Те же исследования показывают, что основа недопонимания — отсутствие полноценного диалога между разными сторонами одного и того же лечебного процесса. Если пациент сидит и молчит, значит, по мнению врача, ему все ясно, он будет придерживаться рекомендованной тактики, купит все таблетки и будет пить их не 3 раза в сутки, а каждые 8 часов. И через 2 недели придет на повторный осмотр.
На самом деле пациент может молчать потому, что из монолога доктора он понял только предлоги. И лекарства он купит не указанные в рецепте, а подешевле. И пить их будет как бог на душу положит. И на назначенный прием не явится. А переспросить или стесняется, или просто не хочет, потому что ему не нравится, например, тон, которым с ним разговаривает врач.
В результате оба оказываются в проигрыше: доктор получил «—1» к репутации, а пациент вместо 3 дней проболел 1,5 месяца и потратил кучу денег.
Лечение — процесс двухсторонний. И чем лучше обе стороны будут понимать друг друга, тем больше шансов на успех. А для этого нужно просто вести диалог, притом постоянно — от первого визита до выздоровления. Это несложно и не требует особых усилий, зато эффект будет потрясающий. Давайте жить дружно, как завещал кот Леопольд.
Самые частые претензии врачей к больным:
- несоблюдение личной гигиены
- постоянные жалобы на систему здравоохранения
- неумение сформулировать что беспокоит
Также медиков раздражают
- появление на приеме в нетрезвом виде
- ложь по поводу приема лекарств
- самостоятельное уменьшение дозы назначенных препаратов ниже терапевтической
- хамство
- перепроверка поставленного диагноза у других врачей
По данным опроса «Что хотел бы сказать доктор пациенту» (июнь-июль 2008 г.), проведенного
Инструкция для пациента
- Начните со спокойного приветствия. Доктор — тоже человек, не нужно с порога настраивать его против себя.
- Заранее сформулируйте все свои жалобы. Если вы в контрах с памятью, запишите на листочке. Объясните, где именно локализуется боль, какого она характера, когда появляется и от чего проходит. Врач не обязан играть с вами в «Угадайку», к тому же, у него это плохо получится — себя вы знаете намного лучше, чем любой даже самый продвинутый доктор.
- Не старайтесь блистать знаниями, почерпнутыми из журналов и Интернета. «Не опережайте своего врача в развитии», — гласит один из неписаных законов успешного лечения.
- Спрашивайте до тех пор, пока вам не станет предельно ясно, что у вас за болячка, как с ней можно справиться, как называются лекарства и можно ли их заменить на что-то другое, чем их запивать и когда приходить в следующий раз. Помните, что врач считает молчание знаком вашего полного понимания ситуации.
- Выполняйте в точности все назначения доктора. А если не доверяете ему, найдите другого и следуйте его рекомендациям. Но только без самодеятельности — так, как он вам расписал. Иначе вы впустую потратите время и силы врача, а также свои деньги и здоровье.
Посредником выступал Алексей Водовозов, врач-терапевт
Опубликовано в журнале «ABC», №6, 2011
|