«Вытянули ручки, посмотрели на кончик пальца...» — не каждый учитель проводит в середине урока с первоклассниками такую гимнастику для глаз. Но даже если повезло и ваш ребенок попал к сведущему в этих делах педагогу, успокаиваться рано. Школьная пора, особенно с 1-го по 6-й класс, — нелегкое испытание для детского зрения.
ПРЯМО, ЕЩЕ ПРЯМЕЕ
Что происходит. Подвижные игры дошколенка сменяются «сидячей работой»: в классе — за партой, дома — за письменным столом. При этом правильная осанка (развернутые плечи и ровная спина) — понятия скорее научно-фантастические.
Чем это опасно. Хорошее зрение напрямую зависит от полноценного кровоснабжения головного мозга. А оно, в свою очередь, зависит и от осанки. Кроме того, согнутая под тяжестью гранита наук спина — верный путь к смещению шейных позвонков. Они могут вызвать ущемление нерва, и как следствие — проблемы со зрением. Кстати, «ответственный» за орлиную зоркость — второй шейный позвонок.
А еще во время неудобного положения чадо вскоре начинает нагибаться слишком низко и «писать носом», что как нельзя лучше способствует близорукости.
Контролируем ситуацию. Выбираем правильный письменный стол и правильный стул, «дающие правильный мед» — правильное положение спины, рук и ног при чтении, письме и рисовании. Рабочее место должно быть таким, чтобы будущий Ломоносов или Лобачевский мог свободно положить руки на стол, не поднимая при этом плечи и не сгибая спину. А ноги просто обязаны ровно стоять на полу (между бедром и голенью — прямой угол), а не сиротливо болтаться в воздухе.
Совет АВС.
Чтобы не менять столы и стулья каждый год, приобретайте «растущие» модели с регулируемой высотой ножек. По возможности ставить чудо-стол нужно слева от окна, а если получается только напротив, то на расстоянии полуметра от подоконника. Настольная лампа должна находиться слева.
НАМ УЧИТЕЛЬ ЗАДАЕТ...
Что происходит. 2 диктанта, 6 задачек, 20 английских слов и реферат по мифам Древней Греции... Нагрузка на глаза ученика возрастает с каждым школьным годом.
Чем это опасно. С усложнением учебных задач мышцы шеи устают все больше, голова опускается все ниже, глаза напрягаются все сильнее. Врач качает головой и ставит диагноз «близорукость».
Контролируем ситуацию. Если вариант «папа решает (чертит, красит), а Вася сдает» не устраивает, стоит приучить любимое чадо к зарядке для глаз. Помогите ему освоить несколько простых упражнений:
● несколько раз перевести взгляд с ближнего предмета на дальний — посмотреть на одинокую ворону на дереве, поджидающих на улице друзей, плывущие в небе облака (заодно попросите описать пейзаж — полезно для развития речи)
● 5–10 раз широко раскрыть, затем зажмурить глаза
● пострелять глазками вправо-влево, вверх-вниз, затем представить грозного физика и устрашающе повращать ими
● вспомнить об уроке русского языка и симулировать широкий зевок
● легонько постучать кончиками пальцев вокруг глаз (от переносицы к вискам)
Кроме того, строго-настрого запретите усердному чаду «доучивать» и «дочитывать» в транспорте. Тряска в метро или автобусе приводит к тому, что расстояние «глаза — книга» (в идеале — 30 см) постоянно меняется, что весьма вредно для зрения.
Совет АВС.
При выборе книг-пособий-учебников следует учитывать следующее: в литературе для младших школьников фон должен быть не ярко-белым и не цветным, бумага — матовой, буквы — четкими, поля — большими, буквы — не менее 4 мм высотой. И каким бы увлекательным ни был орфографический словарь, не стоит забывать о 10—15-минутных перерывах. Для младших школьников — каждые полчаса, для 12—14-летних — 45 минут, в 15—17 лет — каждый час.
Совет АВС.
Чтение в темноте не так опасно, как нас пугали в детстве. Ученые Американской академии офтальмологии пришли к выводу, что чтение при недостаточном освещении вредит зрению не больше, чем «портит фотоаппарат фотографирование при тусклом освещении».
ВЫСОКИЙ РИСК ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Что происходит. Компьютер начинает занимать все большее место в жизни школьника. Игры, Интернет, форумы и чаты... Ах да, конечно, рефераты и электронные книги... А ведь есть еще и телевизор!
Чем это опасно. Во-первых, тем, что дети не видят в этом ничего опасного. Во-вторых, сильнейшей световой нагрузкой на сетчатку глаз.
Изображение на экране дисплея складывается из мерцающих точек, взгляд постоянно направлен на источник света — экран, и глаза вынуждены работать в стрессовом режиме.
Кроме того, во время работы за компьютером частота моргания уменьшается во много раз, пересыхает поверхность роговицы, развивается синдром сухого глаза.
Основной побочный эффект здесь — развитие близорукости. К моменту окончания школы этим недугом страдают примерно треть детей.
Контролируем ситуацию.
Вариант научно-фантастический. Стряхиваем пыль со старого ремня и строго ограничиваем время сидения за компьютером — до 15 минут 7—9-летних и до 1,5 часа в день — 14-16 летних. Телевизор рекомендуется в день для младших школьников — 30–40 минут, для старших — 1,5–3 часа. Выгонять чадо на улицу подышать свежим воздухом не советуем — пойдет к другу сидеть в Интернете. Впрочем, кое-кому удается воплотить благие намерения в жизнь.
Вариант разумный. Компенсировать вредное влияние окружающей среды. Желательно — по максимуму, то есть не только кормить чадо свежими разнообразными (и потому полезными) продуктами и следить, чтобы ребенок ложился раньше полуночи, но и выполнять гимнастику для глаз, и периодически показываться офтальмологу.
Родителей предупреждала Анна Моргунова.
|