Школьные учебники содержат различную информацию о здоровье человека. Но она не всегда отличается достоверностью. Так, 24,6 процентов фактов, изложенных в испанских учебниках, не имеют под собой научной основы.
Группа ученых под руководством Инес Канталехо с 1 марта 2006 года по 1 июня 2007 анализировала содержание учебников, по которым учатся школьники Гранады. Не оценивалась методическая литература для учителей, учебники, не содержавшие информации о здоровье, а также издания на других языках, кроме испанского.
Большинство (73,7 процента) книг было ориентировано на учащихся начальной школы. В среднем каждый учебник содержал около 10 фактов о здоровье.
Лишь в 15 процентах случаев информацию можно было признать корректной и адекватной. В 61 проценте случаев факты можно было бы расценить как «сомнительные», например, утверждение, что дети не должны готовить или разогревать пищу без присмотра взрослых во избежание несчастных случаев.
24,6 процента заявлений не имели под собой никакой научной почвы. Например, «Дыхание через нос, а не через рот, предотвращает простуду», а также «Плавать после приема пищи опасно, так как это может повлиять на пищеварительную систему и закончиться потерей сознания в воде».
Самой достоверной оказалась информация о гигиене полости рта (37,5 процентов), а также о беременности и новорожденных детях (35 процентов). Больше всего некорректных сведений содержалось в сообщениях о рационе питания и диетах, курении, сексуальном поведении, ВИЧ/СПИД, об отдыхе и эргономике.
Авторы указали как несоответствующую действительности информацию «Раны необходимо дезинфицировать с помощью перекиси водорода», хотя на самом деле перекись — один из антисептиков, использующийся в том числе в рецептурах растворов для обработки рук хирурга.
Ссылки по теме:
- BMC Public Health 2011, 11:54doi:10.1186/1471-2458-11-54
- «Троицкий вариант», № 71, 01.02.2011 г.
|