Психологи Мэриан Гэрри (Maryanne Garry) и Роберт Майкл (Robert Michael) из Университета королевы Виктории в Велингтоне (Victoria University of Wellington), а также Ирвин Кирш (Irving Kirsch) из Гарвардской медицинской школы (Harvard Medical School) в своем исследовании феномена суггестии (внушения) пришли к неожиданным выводам.
В ходе экспериментов ученым удалось установить, что прямые внушения способны влиять на процессы обучения и памяти, наши предпочтения в продуктах и даже на реакцию на лечение лекарствами (так называемый эффект «плацебо»). Психологи объясняют открытые ими закономерности через эффект «ожидания результата» — когда мы ожидаем конкретных последствий своих действий, мы бессознательно изменяем свое поведение таким образом, чтобы максимально упростить реализацию именно этих результатов. Так, например, если человек ожидает, что счастливый талисман принесет ему удачу, своим успехом в важном деле он будет обязан своим ожиданиям, а вовсе не «волшебной» безделушке.
Куда больше исследователей взволновала сила косвенных внушений. Примером последних может служить эффект Хоторна — чем больше внимания уделяется человеку, тем прилежнее и добросовестнее он будет работать. Подобный феномен означает, что часть результатов, полученных в ходе научных исследований связана является недостоверными просто потому, что они проходят под наблюдением экспериментаторов.
Авторы исследования признают, что оно ставит куда больше вопросов, чем дает ответов. Несмотря на обнаруженные закономерности, степень, в которой феномен суггестии влияет на наши жизни остается неизвестной. Однако психологи уверены — при достаточной его изученности он способен изменить наши жизни в лучшую сторону. Подробнее ознакомиться с результатами исследования можно в июньском номере журнала Current Directions in Psychological Science.
Ссылки по теме:
— Current Directions in Psychological Science, 2012; 21 (3): 151 DOI: 10.1177/0963721412446369
Формат медицинских веб-сайтов может влиять на наше восприятие серьезности болезни — 13.03.2012
Фото © shutterstock.com
|