Согласно позиции новозеландских ученых из университета Отаго (), которую они аргументируют в статье, опубликованной в последнем номере журнала PloS ONE, открытие, совершенное их коллегами из Йельского университета () и подарившее миру доказательства существования врожденной системы морали, могло являться следствием некорректно проведенного эксперимента.
Нашумевшее исследование, проведенное психологами из Йеля в 2007 году, обнаружило свойство младенцев предпочитать «хороших» персонажей «плохим». В ходе эксперимента детям демонстрировалось две ситуации: в одной фигурке-скалолазу на гору помогала взобраться другая игрушка-помощник, в другой — мешала игрушка-хулиган. После чего детям предлагалось выбрать одну из двух этих фигурок — и, к удивлению ученых, чаще дети отдавали предпочтение «хорошей» игрушке. Более того, при выборе одной из двух фигур в паре не друг с другом, а с персонажем не участвующем в постановках, дети по-прежнему предпочитали «помощника» неизвестной игрушке и нейтральную фигурку «хулигану».
При просмотре записей проведения эксперимента новозеландские ученые заметили, что во время разыгрывания ситуаций обе фигуры сталкивались с скалолазом — что могло спровоцировать негативную реакцию младенца на происходящее. В то же время после того, как с помощью помощника игрушка достигала вершины горы, она совершала движения, напоминающие радостное подпрыгивание — это могло привлечь внимание детей и привести к формированию ассоциации первой части постановки с радостью. Воссоздав эксперимент, исследователи добавили второй вариант демонстрации историй — на этот раз скалолаз прыгал только во второй части — то есть после того, как в результате столкновения с хулиганом оказывался у подножья. В таком случае, подтверждая их первоначальную гипотезу, дети чаще выбирали игрушку-«хулигана», чем «помощника».
Последующие исследования экспериментаторов из Йеля подтверждали существование врожденного морального компаса у младенцев. Однако, по мнению их новозеландских коллег, полученные американскими учеными результатами также объяснялись привлекающими внимание детей недочетами в дизайне опыта. Исследователи из Университета Отаго признают сложности, с которыми невольно приходится сталкиваться при изучении наличия нравственных ценностей у детей, и надеются что их работа поможет прогрессу в данном направлении.
Ссылки по теме:
— PloS ONE, 7(8): e42698, doi:10.1371/journal.pone.0042698
Ученые выяснили, как дети думаю об окружающих — 13.08.2012
Социальная депривация влияет на размер мозга — 27.07.2012
Фото © shutterstock.com
|