В противоположность существующей теории, что появление музыки стало последствием появления языка, ученые из Школы музыки Шеппарда (Shepherd School of Music) при Университете Райса (Rice University) и Колледж-парка при Университете Мэриленда (University of Maryland, College Park) заявляют, что именно музыка была первична и стала основой для появления речи. Их статья опубликована в журнале Frontiers in Cognitive Auditory Neuroscience.
«Существование языка и речи всегда рассматривалось как фундаментальная характеристика человеческого интеллекта, — говорит Энтони Брандт (Anthony Brandt), один из авторов исследования. — Музыка при этом воспринималась, как нечто, развившееся из языка. Мы же убеждены, что первоначально появилась музыка, а позже она преобразовалась в речь. Можно сказать, что разговорная речь — это разновидность музыки».
По словам г-на Брандта, даже новорожденные дети сперва слушают звучание речи, а только потом начинают понимать ее значение. Многочисленные исследования доказали, что в мозге новорожденного, еще не умеющего различать слова, уже заложена способность различать отдельные фонемы, а также высоту, ритм и тембр речи, т.е. воспринимать речь как мелодию. К тому же, младенцы поначалу одинаково реагируют на речь как на своем родном языке, так и на любом другом языке мира, потому что ориентируются на эмоциональность и мелодичность ее звучания. И только к году они начинают отличать свой родной язык от иностранных.
С музыкальной точки зрения, говорят ученые, разговорная речь — это упорядоченная мелодия, гармония фонем и слогов. Благодаря новой теории становится понятно, почему у всех пациентов с дислексией отсутствует чувство музыкального ритма. Более того, эта теория может объяснить, почему музыкальная терапия так эффективно помогает людям с расстройствами речи и чтения, ведь многие знают, что, например, заикающиеся люди перестают заикаться, когда начинают петь. Музыкальная терапия также очень успешно применяется при реабилитации после инсульта и помогает восстановить речь.
Ссылки по теме:
— Frontiers in Cognitive Auditory Neuroscience, 11.09.2012, doi: 10.3389/fpsyg.2012.00327
Музыка полезна для детского мозга — 11.05.2012
Как на наше самочувствие влияет классическая музыка — блог «Обо всем», 07.10.2011
Фото © shutterstock.com
|