Несмотря на то, что головному мозгу недоношенных младенцев все еще предстоит долгое развитие, рожденные даже на 3 месяца раньше срока дети уже способны различать произнесенные слоги точно так же, как это делает мозг взрослых людей. Это свидетельствует о том, что система восприятия речи у человека формируется еще внутриутробно, а не после рождения. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного французскими учеными. Оно опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Доношенные дети — родившиеся после 37 недели беременности — сразу же после рождения демонстрируют удивительные лингвистические способности: они распознают голос матери, могут различать два голоса, которые слышали еще до рождения, и даже помнить короткие истории, которые эти голоса рассказывали им во время внутриутробного развития. Однако ученые до сих пор не знают, как именно развиваются эти способности, какие из них врожденные, а какие — следствие обучения сразу же после рождения.
Чтобы найти ответ на эти вопросы, необходимо исследовать мозг плода внутриутробно, однако это очень непросто. Фабрис Уолло (Fabrice Wallois) из Университета Picardy Jules Verne в Амьене и его коллеги нашли удачную альтернативу этим методам — изучение головного мозга недоношенных детей, родившихся на 2–3 месяца раньше срока. В это время нейроны головного мозга все еще продолжают мигрировать к местам своего конечного назначения, образуются первые соединения между различными участками мозга и между корой и внутренним ухом.
Исследователи проигрывали различные негромкие записи голосов спящим недоношенным детям, родившимся несколько дней назад, и следили за активностью их мозга с помощью безопасной неинвазивной методики под названием функциональная инфракрасная спектроскопия. Как выяснилось, мозг даже таких недоношенных детей способен различать на слух женский и мужской голоса, а также схожие слоги. При этом активируются те же самые области коры, которые участвуют в распознавании речи взрослым человеком. Таким образом, все необходимые для понимания языка и речи связи головного мозга образуются во время внутриутробного периода развития. Следовательно, большинство из лингвистических способностей новорожденных — врожденные, а не приобретенные.
Ссылки по теме:
— Proceedings of the National Academy of Sciences, 25.02.2013, doi: 10.1073/pnas.1212220110
Графичность языка важна для его изучения — 19.11.2012
Музыка появилась раньше речи — 20.09.2012
Фото © shutterstock.com
|