Группа специалистов из самых разных областей из Университета Вандербилта (Vanderbilt University), Нешвилл, США, усовершенствовала робота NAO (Нау) для того, чтобы помочь страдающим аутизмом детям учиться совместному вниманию и взаимодействию с окружающей обстановкой и людьми. Подробнее об этом эксперименте можно прочесть в журнале IEEE Transactions on Neural Systems and Rehabilitation Engineering.
Совместное внимание — это способность человека сонаправить внимание, обратить его на тот же объект или событие, что и другой человек. В норме дети обучаются этому важному социальному навыку самостоятельно. Однако дети с заболеваниями аутического спектра (ЗАС) не могут освоить этот навык, что значительно затрудняет их обучение и развитие. Поэтому американские инженеры, педиатры и психологи объединили свои усилия для усовершенствования коммерческого робота-гуманоида NAO, разработанного во Франции и объединяющего в себе самые современные сенсоры, камеры и компьютеры. Исследователи лишь немного перепрограммировали робота.
60-сантиметровый NAO ставится на стол в центре комнаты, на стенах которой висят экраны. Перед столом находится стул, на котором сидит ребенок, и его глаза находятся на одном уровне с глазами робота. Робот произносит одну из нескольких запрограммированных фраз, например, «Посмотри туда», а в это время на одном из экранов возникает картинка или видео. На голову ребенка надета бейсболка с полосками светодиодов, что помогает веб-камерам, установленным по всей комнате, определить, куда смотрит ребенок. Эта информация поступает в компьютер робота. Если ребенок не смотрит на экран, робот добавляет к фразе поворот головы в сторону экрана или указывает на него рукой. Как только ребенок поворачивает голову на указанный роботом экран, NAO хвалит его и сообщает ему, что он «молодец».
Эксперименты показали, что детям-аутистам нравится проводить время с роботом даже больше, чем на аналогичных занятиях, проводимых преподавателем. Во время эксперимента они смотрят на робот гораздо дольше, чем на преподавателя, и лучше выполняют все просьбы обратить внимание на тот или иной экран. Однако, несмотря на недостаток преподавателей для детей-аутистов, роботы не призваны заменить их, они должны стать лишь дополнением к терапии. Цена таких роботов в ближайшее время будет снижаться, что позволит родителям приобрести такого друга для ребенка-аутиста, и он будет тренировать его внимание дома, в перерывах между занятиями с преподавателем.
В настоящее время количество детей с ЗАС постоянно растет. Аутизм и аналогичные заболевания диагностируются у каждого 88-го ребенка в мире (среди мальчиков — у каждого 54-го). Риск диагностики аутизма у 4-летнего ребенка составляет 78 процентов.
Ссылки по теме:
— IEEE Transactions on Neural Systems and Rehabilitation Engineering, 07.03.2013, doi: 10.1109/TNSRE.2012.2230188
Начались испытания нового препарата для лечения одной из причин аутизма — 26.04.2012
Родители аутичных детей часто используют альтернативные методы лечения — 04.05.2010
Фото © shutterstock.com
|