Американские исследователи придумали способ предсказывать развитие аутизма у маленьких детей в ближайшие 4–5 лет — это самый длительный прогноз из всех существующих методик. В основе нового метода лежит электроэнцефалография. Подробнее об исследовании ученых можно прочесть в статье, опубликованной в журнале PLoS ONE.
У многих дети с болезнями аутического спектра (ASD) первые тревожные симптомы начинают проявляться уже к годовалому возрасту, когда дети начинают ходить. Такие малыши не могут играть с другими детьми или членами семьи, им сложно устанавливать с людьми зрительный контакт и произносить короткие фразы. Родители таких детей зачастую вынуждены прибегать только к одной тактике: ждать и наблюдать, разовьется ли у ребенка полноценный аутизм или с возрастом симптомы пройдут.
Исследователи считают, что за социализацию и речь человека отвечают разные системы мозга, однако автор исследования Патриция Куль (Patricia Kuhl), когнитивный невролог из Университета Вашингтона (University of Washington), уверена, что обе эти системы тесно связаны между собой, особенно во время развития ребенка. Это подтверждается результатами ее исследования 2005 года, в ходе которого исследователь установила, что дети-аутисты предпочитают человеческому голосу компьютеризированный.
В новом исследовании г-жи Куль приняли участие 24 двухлетних ребенка с ASD. Всем детям была проведена электроэнцефалография в то время, как исследователи произносили знакомые малышам слова и слова, которые дети до этого ни разу не слышали. Предыдущие работы доказали, что у здорового 20-месячного ребенка в ответ на звучащее неизвестное ему слово появляется характерная волна активности левого полушария. Однако у детей с ASD исследователи этой волны не увидели. После этого ученые разделили детей на две группы, согласно результатам тестирования на развитие социальных навыков. Эксперимент снова повторили, и исследователи увидели заметное различие между группами. Дети в группе с наиболее развитыми социальными навыками реагировали на незнакомые слова небольшой активацией левого полушария, тогда как у детей со слабыми социальными навыками вообще не регистрировалось никакой активности мозга в ответ на незнакомое слово.
Более того, последующие тесты показали, что отсутствие активности мозга на ЭЭГ у 2-летнего ребенка с высокой точностью коррелирует с плохими результатами когнитивных тестов в возрасте 4 лет, и с еще более высокой точностью — в возрасте 6 лет. Таким образом, такой ЭЭГ-тест можно использовать для предсказания вероятности развития у 2-летнего ребенка с ASD аутизма к 6 годам.
Ссылки по теме:
— PLoS ONE, 29.05.2013, doi:10.1371/journal.pone.0064967
Робот поможет детям-аутистам научиться совместному вниманию — 22.03.2013
Аутизм у ребенка можно определить по голосу — 21.07.2010
Фото © shutterstock.com
|