Группа исследователей из Центральной больницы штата Массачусетс (Massachusetts General Hospital) в Бостоне подтвердила, что использование цветной маркировки как в сигналах светофора для обозначения здоровой и более вредной пищи повышает продажи полезных по составу продуктов и снижает продажи менее ценных.
Ранее в исследованиях уже было показано, что люди, обращающие внимание на состав пищи, как правило, выбирают более здоровую и полезную еду. Тем не менее, исключительно текстовая маркировка и описание состава продукта требуют от потребителя повышенного внимания к вопросу и сосредоточения. При использовании упрощенных цветных обозначений таких, как цвета светофора, люди лучше ориентируются в полезности пищи. Предполагается, что внедрение цветной маркировки может способствовать оздоровлению рациона людей, которые не слишком озабочены составом употребляемой пищи. Данное исследование, как отмечают авторы, первое, в котором эффективность маркировки оценена количественно по выбору продуктов и выявлена связь этого эффекта с настороженностью потребителей в отношении полезности пищи.
Для подтверждения и оценки эффекта упрощенной цветовой маркировки авторы опробовали ее в кафетерии больницы и опросили часть потребителей об их привычках в выборе пищевых продуктах до и после внедрения маркировки. Сама система обозначений была разработана двумя специалистами по питанию на основе рекомендаций Министерства сельского хозяйства США от 2005 года (2005 United States Department of Agriculture’s Dietary Guidelines) и уже использовалась в более ранних исследованиях. При оценке отдельного блюда учитывался его состав (есть ли в основе фрукты, овощи, цельные злаки, нежирная мясная или молочная продукция), наличие насыщенных жиров, калорийность и вклад в рекомендуемый состав диеты в 2000 килокалорий в сутки.
Все кассы в столовой были заранее настроены на учет того, какие продукты приобретались — «красные», «желтые» или «зеленые». В течение двух недель до маркировки продуктов и двух недель после, собиралась информация с касс, а покупателей сразу после покупки опрашивали о том, какое внимание они обычно уделяют составу пищи. Экспериментальная часть началась с того, что вся еда в столовой была размечена красным, желтым или зеленым цветом непосредственно на упаковке, на полках или в меню, и данное нововведение было представлено как программа по развитию более осознанного выбора пищи среди посетителей столовой. Описание значения маркировки размещалось на стене столовой, на двух больших колоннах в ее центре и в буклетах. В течении обеих недель проведения эксперимента в столовой присутствовал диетолог, который подробно отвечал на вопросы о программе и классификации пищи.
Эксперимент подтвердил, что упрощенная маркировка продуктов по цветам светофора в зависимости от их соответствия принятым стандартам полезной пищи повышает настороженность потребителей в отношении состава в момент покупки. После введения цветовых кодов больше посетителей столовой изучали состав приобретаемых продуктов, чаще приобретались продукты с «зеленой» меткой. Количество людей, которые по данным опроса старались употреблять здоровую пищу всегда или почти всегда, не отличалось до и после введения обозначений. Однако до введения обозначений они приобретали большее количество «вредной» еды: красной или желтой. Полученные данные согласуются с результатами предыдущих исследований, по которым многие люди не обладают навыком по выбору пищи или не задумываются о ее составе в момент покупки.
Авторы делают вывод о том, что упрощенная схема маркировки продуктов может помочь большему количеству людей задуматься о более полезном выборе пищи в момент ее приобретения и повысить вероятность осознанного выбора в пользу здорового питания.
Ссылки по теме:
— Preventive Medicine, 2013, DOI: 10.1016/j.ypmed.2013.07.001
— Massachusetts General Hospital, 2013
Фото © shutterstock.com
|